Статьи

Статьи, опубликованные в прессе.

Гусли в аккомпанементе народного певца

Гусли звончатые – древнейший русский народный инструмент. Его богатый обертонами, объемный, долго длящийся звук, в полной мере способен подчеркнуть вокальные особенность солиста-вокалиста. Звучание гуслей удивительным образом обволакивает голос, будь то высокий или низкий, мужской или женский тембр. Не случайно, на протяжении многих веков существовала практика исполнения под гусли всем известных жанров народного творчества – былин, сказов, колыбельных песен и духовных стихов.

По словам М.И.Имханицкого «гусли – это особая эстетика национальной культуры, связанная с исконными духовными традициями народа. Более того, этот инструмент испокон веков нес особое значение некоего национального символа». Ни один инструмент, не обладает таким большим потенциалом для возрождения духовных исконных национальных традиций, как гусли. Их изначально позитивный мир образов, связанный с миром сказки, былины, величавого сказания позволяет привнести в звучание аромат и поэзию высокой поэзии тысячелетней традиции.

Люди, которые делают красоту

 В современной концертной жизни музыканта каждый образец сценической одежды исполнителя, так или иначе, является отражением его творческого лица. Выбирая для себя стиль одежды, мы определяем круг эстетических, художественных и, возможно, даже социальных границ той исторической эпохи и того общественного слоя, к которому обращается художник-модельер и закройщик-технолог при создании стилизации сценического костюма, в частности сценического костюма  гусляра.

Изучая различные источники, исторические документы ясно следует, что гусельная музыка, повсеместно распространенная в России пользовалась успехом не только среди доминирующей части населения - крестьян, но и в других социальных слоях русского общества. Звучание гусельных струн радовало слух многих представителей дворянства и духовенства, кроме того, гусли были единственным инструментом, допущенным в личные покои Екатерины II. Все это требовало от гусляров высокого вкуса в выборе не только музыкальных произведений, но и концертной одежды, отвечающей стилю эпохи.

Импровизация в детском гусельном ансамбле

В настоящее время, в условиях доминирования низкопробной массовой культуры как никогда ранее встала задача привлечения молодежи к национальным истокам. Редко какой инструмент обладает таким большим потенциалом для возрождения исконных духовных национальных традиций, идущих из глубины древности, как гусли,  приход которых в сферу музыки доступной для широкого восприятия приобретает особенно важное значение для музыкального просвещения молодежи, приобщения ее к глубинным основам народной музыки.

 Как показывают исследования ученых, умение свободно музицировать на инструменте – это эффективный способ самовыражения личности, успешность которого стимулирует как интерес к инструменту, так и ко всей национальной музыкальной культуре. Поэтому обучение детей импровизации на гуслях является стимулом освоения данного инструмента. Импровизация на протяжении многих веков составляла основу фольклора, поскольку музыкант соединял в одном лице композитора, исполнителя, а нередко  и слушателя.

Статья в журнал о Громовой

Для представителя любой творческой профессии предметы внешней атрибутики, стиля одежды, манера поведения, словом, все то, что сегодня принято объединять под термином «имидж», является овеществленным продолжением внутренних художественных процессов и неотъемлемой частью профессиональной деятельности. К их числу принадлежит и сценический концертный костюм.

Вот уже более десяти лет продолжается сотрудничество многих исполнителей – гусляров с интересным человеком, художником Еленой Сергеевной Громовой – автором и разработчиком сценических костюмов. В 1995 году она впервые встретилась с коллективом ансамбля народной музыки «Купина» и с этой встречи началась дружба и творческий диалог, а Елена Сергеевна стала неизменным художником по костюмам ансамбля и солистов-исполнителей. За эти годы было создано немало интересных работ. Хочется сказать несколько слов об этом человеке и познакомить читателей с личностью художницы в форме короткого блиц-интервью.